Святитель Митрофан и Петр I

Перевертыши

Ниже размещен фрагмент иконы Святителя Митрофана Воронежского. 1830-е годы. Икона хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва.

Темой одного из первых русских перевертышей стали события, происходившие при Петре I в начале XVIII века. Необузданное стремление первого императора России немедленно все переделать, навязать народу непонятные, чуждые правила жизни, отказ от традиций предков и заветов отцов, насильственный угон на государственные работы и в армию встретили неприятие и отпор в самых разных слоях общества. Икона (фото внизу), о которой идет речь, служит тому подтверждением. Судя по мастерству исполнения, она принадлежит кисти талантливого художника, не самоучки, а большого мастера иконописи. Подпись сделана не на старославянском, а на русском языке: "Изображение Перваго Епископа и Чудотворца Св. МИТРОФАНА Воронежского".

Епископ прославился тем, что посмел дважды не явиться к императору, несмотря на приказы и угрозу смертной казни за их невыполнение. В Воронеже строился флот для войны с турками за крепость Азов на Черном море. Дворец Петра, где он поселился на это время, украшали фигуры нагих античных богов, и епископ отказывался от встречи до тех пор, пока статуи не уберут.

Митрофан в молодости не был монахом и ушел в монастырь после смерти жены, в 40 лет. В письме государю он объяснял свое поведение необходимостью заботы о "младенствующем в вере православном народе". Прежде чем приобщать людей к древнегреческой культуре, их нужно хотя бы научить читать и писать. За свои убеждения Митрофан готов был пожертвовать жизнью. Пришлось Петру Великому укротить свой гнев и отдать приказ снять статуи.

Смелость отдельных личностей в общении с государем, их способность отстаивать свое мнение бескорыстно, ради блага Отечества, ценят не только потомки, но и монархи, если они умны. Митрофан был духовником Петра, пока тот жил в Воронеже, то есть священником, которому император исповедовался в своих грехах. Мы не знаем, насколько откровенен был Петр на исповедях, но, безусловно,> духовный отец слышал от него больше покаянных речей, чем кто-либо другой. Узнав о смерти Митрофана, Петр сказал: "Не осталось у меня теперь подобного святого старца!", - поехал в Воронеж и во время похорон нес гроб с его телом.

Сколько бы вы ни смотрели на строгий лик святого, вы не отыщете в нем скрытого изображения, потому что художник выражал в картине свое отношение не к святому, а к человеку, нелюбовь к которому не мог высказать открыто. Но стоит повернуть доску на 180 градусов (с иконами такое проделывали крайне редко), как перед вами отчетливо проступают отталкивающе карикатурные черты человека: по глазам навыкате, усам и общему облику в нем узнается Петр. Можно с уверенностью сказать, что двойственный портрет Митрофана и Петра I сохранился благодаря тому, что никто не догадывался о секрете. Его обнаружили только в конце ХХ века: исследователи не видели греха в том, чтобы во время работы осматривать икону со всех сторон.

Большинство старинных картин-перевертышей имели сатирическое содержание. Те, против кого они были направлены, старались уничтожить обличительные изображения, поэтому неудивительно, что до нас дошли лишь единичные образцы.

По материалам журнала «Наука и жизнь», автор публикации: А.Калинин

открыть на полный экран
Написать комментарий
запомнить "Святитель Митрофан и Петр I"


Тренажер для мозга
Психологи на b17.ru