Листовертни

Перевертыши

Листовертни: "Scott Kim - Inversions", "Dance - Dance" (С. Ким); "Боже - это я", "неуютная - вечность" (Д. Авалиани); "народ - водка" (С. Федин); "кривое - зеркало", "война - миров", "Полина - Антон" (П. Сергеев).

Со времен Древней Греции известны слова и группы слов, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево. Называются они палиндромы (см., например, "Наука и жизнь" № 11, 2003 г.). Пример: "Я иду с мечем, судия" - строка из палиндром ной загадки Гаврилы Романовича Державина, написанной в 1805 году.

Общее свойство всех палиндромов - их можно читать "задом наперед". Но в них нет второго, тайного смысла. Только в ХХ веке придумали способы, с помощью которых внутри одного слова можно прятать другое, сообщать последовательности букв еще один смысл, для чего написанное слово надо повернуть на 180 градусов. Самым знаменитым мастером в этой области считается американский дизайнер, математик и музыкант Скотт Ким. Двойные слова он начал писать, точнее рисовать, в 1975 году, в 1981 году выпустил книгу "Inversions" (перевертывания), затем открыл школу, в которой обучал всех желающих рисовать слова из переворачивающихся букв. Но универсальный шрифт, позволяющий любое слово записать так, чтобы в переверну том виде читалось другое, до сих пор никто не придумал.

Лишь через десять лет после выхода книги слова-перевертыши получили специальное название - "амбиграм". Термин "ambigram" составлен из двух корней: латинского "ambi" - двойной, оба и греческого "gramma" - буква.

На одной встрече любителей головоломок мне (А.Калинину) пришлось сидеть рядом со Скоттом Кимом. Ради шутки он предложил всем желающим за 5 долларов написать их имя и фамилию в виде амбиграма. К нему немедленно выстроилась очередь, и наш стол обступили зрители. Получив на листе бумаги имя, Скотт думал от трех до пяти минут, а затем быстро, точно и красиво писал слово-перевертыш. Через полчаса работы он стал откладывать некоторые листы с трудными именами, обещая принести ответ после обеда. Еще через час он извинился и прекратил эксперимент из-за усталости. Кроме опыта> и мастерства это занятие требует большого умственного и эмоционального напряжения.

В России и Америке первые словесные перевертыши появились почти в одно время, но их развитие пошло разными путями. Достаточно взглянуть на приведенные на стр. 128 примеры, чтобы почувствовать разницу: заокеанские амбиграмы выполнены красиво, наши - наполнены смыслом! Объяснить это очень просто. За границей их рисуют дизайнеры и художники, в России - поэты и писатели. Они же придумали и русские названия: "листовертень" (поворот на 180 градусов), "ортогонал" (поворот на 90 градусов), "двоевзор" (читаются разные слова без поворота листа!). Есть очень хорошая книга С. Н. Федина "Лучшие игры со словами" (Москва, 1999), в которой рассказано обо всех видах "двуликих" слов и приведено множество примеров (см. также "Наука и жизнь" № 3, 1998 г.).

Больше всего листовертней создали два поэта: Дмитрий Авалиани и Павел Сергеев. Каждый из них работал самостоятельно, не зная о существовании коллеги по жанру. В числе работ Авалиани: подпись под замечательным перевертышем "солдат - генерал", названия дней недели, месяцев, знаков зодиака и даже стихотворения. Мои имя и фамилию Дмитрий написал так, что при переворачивании они превратились в Платона Каратаева, одного из героев романа Толстого "Война и мир".

Павел Сергеев придумал более ста перевертышей русских имен и десятки часто встречающихся сочетаний вроде: кривое зеркало, изобретать велосипед, крылья любви, крайности сходятся, делать нечего.

У читателя может возникнуть вопрос: "А зачем вообще переворачивать слова?" Существует множество объяснений стремлению постоянно придумывать что-нибудь новое и всех удивлять. Процесс этот невозможно ни остановить, ни ограничить какими-либо рамками. Другое дело - отношение зрителей, к результатам такого рода творчества. Для большинства путеводной нитью в многообразии современных видов искусства был и остается один критерий: нравится - не нравится. Автор статьи тоже относится к этому большинству. Когда рисунок или скульптура "радуют глаз", "греют душу", сами собой отпадают вопросы: "Зачем это показывать и кому это нужно?".

По материалам журнала «Наука и жизнь», автор публикации: А.Калинин

открыть на полный экран
Написать комментарий

супер!!!

19.03.2011 15:09 Инкогнито ))
запомнить "Листовертни"


Тренажер для мозга
Психологи на b17.ru